С воспитанниками подготовительных групп нашего детского сада прошло веселое празднование Коляда. Дети выходили из групп, шумели при помощи шумовых и музыкальных инструментов и при входе в какое-либо помещение (кабинет заведующей, групповые комнаты и др.). Между колядками дети тоже используют свои шумовые инструменты, далее празднование прошло в музыкальном зале ДОУ.
Коляда, Коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога – тому скот, живота,
Кто не даст пирога – уведем корову за рога.
Рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.Раньше петь колядки было принято 21 декабря — в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы. Особая роль отводится авторским церковным колядкам.
До сих пор не совсем понятно, откуда же взялось название праздника. Некоторые исследователи наделяют слово «Calenda» латинскими корнями и переводят как «праздник нового года». Впрочем, Колядой ещё называли языческое божество — олицетворение рождения солнца, воплощение начала нового цикла, покровителя веселья и пиршеств. Это божество и зазывали наши предки, исполняя песни и другие ритуальные действия. Необходимо это было для привлечения благополучия в дом, процветания хозяйства — недаром колядки назывались ещё «виноградьем», «овсенями».
Все семьи с большим нетерпением ожидали колядующих, готовили к их приходу угощение. Для таких целей «непростые гости» и брали мешок. Нередко случалось и так, что в больших сёлах к одному дому могло подойти 5-10 групп колядующих. Отказывать им было не принято, иначе негостеприимные хозяева рисковали получить упрёк в жадности.
Колядовали преимущественно парни и девушки либо неженатые мужчины и незамужние женщины. Дети также могли поучаствовать в обряде. Особенно им нравились представления на евангельскую тему, которые иногда разыгрывались перед радушными хозяевами. Любопытно, что в каждом регионе имелись свои особенности колядования. Так, Поволжье и средняя полоса Европейской России характеризовались тем, что «непростые гости» обращались ко всем хозяевам сразу, обрисовывая им специально преувеличенную картину домашнего благополучия. А вот колядующие северных губерний обращались с возгласом «Виноградье красно-зелено мое!» к каждому члену встречавшей их семьи по отдельности.
|